
В начале октября враг начал целенаправленную атаку на энергетическую инфраструктуру нашей страны. Каждую неделю десятки вражеских ракет наносят удары по нашим энергетическим объектам. Поэтому в большинстве регионов Украины уже месяц наблюдаются проблемы со снабжением электроэнергией, а в некоторых городах света нет по несколько дней. Такие обстоятельства очень сильно влияют также на энергозависимые отрасли нашей жизни, в частности, на интернет-связь в наших домах. Что происходит с сетью Интернет и что компания делает, чтобы сохранить связь при отключении электроэнергии? На эти вопросы отвечают наши технические специалисты.
Насколько сеть Интернет зависит от поставки электроэнергии?
Если говорить о мирных временах и сети Интернет, то она полностью зависит от энергоснабжения. Питание нужно на всех этапах поставки услуги – от магистральных узлов, связывающих всю страну, до распределительных узлов, которые «раздают» Интернет в вашем доме или подъезде.
То есть во время полного «Блекаута» нужно заживить каждое оборудование в сети?
Да, и надо понимать, что, например, конечных распределительных станций у компании «Датагруп-Volia» тысячи по всей стране. Поэтому, откровенно говоря, оснастить каждую такую станцию аккумуляторной батареей (АКБ) или генератором невозможно даже исходя из того, что в Украине просто нет соответствующего количества для закупки. Поэтому мы построили систему приоритетности и стараемся обеспечить работу сначала ключевых узлов, а дальше работаем над питанием всей системы.
Также следует отметить, что аварийные отключения электроэнергии влекут за собой выход из строя систем резервирования электропитания, а для восстановления работоспособности необходим выезд специалиста компании для проведения ремонтных работ. А также то, что в случае с АКБ на их полную подзарядку нужно от 18 часов, а при существующем графике отключений они просто не успевают зарядиться, поэтому наши техники на критических узлах производят замену АКБ, а разряженные везут на станции, где есть постоянное питание. И эта проблема касается всех без исключений операторов.
Можно конкретнее об этой «системе приоритетности»?
В первую очередь, это магистральные узлы, назначение которых – получать трафик из-за границы и передавать его по всей стране. Если они обесточятся, то Интернет будет отсутствовать в целых городах, несмотря на то, есть ли там электричество или нет. Такие узлы мы снабжаем генераторами высокой мощности для круглосуточной работы.
Следующая категория – это наши (и не только) дата-центры, которые обеспечивают работу нашей экономики и сохраняют сверхважную информацию, в том числе государственную.
Далее следуют предприятия критической инфраструктуры – например, банковского сектора. Без связи они не смогут проводить транзакции, выплачивать зарплаты и пенсии. Сюда же относятся объекты энергетической системы и государственные учреждения, работа которых критически важна для страны.
И уже после них идут наши главные и подголовные станции и районные узлы связи, которые обеспечивают Интернет отдельные населенные пункты или районы города. Таких объектов у нас есть сотни. Многие из них мы уже снабдили автономными источниками питания или дизельными генераторами. Но такое количество объектов обеспечить питанием одновременно очень сложно.
И в конце этой цепи расположены распределительные узлы в домах абонентов, о которых мы говорили выше. Есть случаи, когда абоненты сами предлагают заживить распределительные узлы от генератора, приобретенного для нужд своего дома или подъезда. Иногда это действительно может спасти ситуацию.
Это все очень хорошо, но что вы делаете для решения проблемы отсутствия услуг у конкретного абонента?
Во-первых, компания заранее готовилась к такому развитию событий. Мы снабдили ключевые сетевые объекты системами бесперебойного питания. В частности, в последние месяцы мы дополнительно закупили обширную партию генераторов для поддержки бесперебойной работы городских сетей. Также мы построили 11 дополнительных резервных линий, что позволяет оперативно переключать трафик с обесточенных частей сети на другие. Сейчас мы активно продолжаем процесс закупки генераторов и АКБ для обеспечения работы сети при отключении электроэнергии. Также мы работаем над заказом новых комплектов литиевых АКБ, обладающих большей емкостью и более быстрым циклом перезаряда. Фокусируемся на закупке мобильных, а не стационарных генераторов, которые можно перенаправлять туда, где у них есть наибольшая потребность. Мы синхронизировали работу технических служб с графиками веерных отключений в разных городах, чтобы они могли оперативно устранять проблемы на объектах сети.
Все эти меры позволили существенно повысить процент подголовных станций, которые могут работать в автономном режиме. И мы прилагаем максимальные усилия, чтобы еще увеличить этот показатель.
Что вы можете сказать или пожелать вашим абонентам в такие трудные времена?
Во-первых, наберитесь терпения. Зима будет сложной. Враг сознательно уничтожает энергетическую инфраструктуру страны, от которой зависит множество сфер нашей жизни. Но мы никогда не перестаем делать все возможное и даже больше, чтобы обеспечить каждого украинца надежной и качественной связью.
Во-вторых, берегите себя. Не пренебрегайте уведомлениями о воздушных тревогах, направляйтесь в безопасные места. Нам нужен каждый украинец, чтобы после войны восстановить и построить нашу страну.
Держитесь, все будет Украина!